Хакасская республиканская общественная организация
Всероссийского общества слепых

Размер шрифта: Больше Меньше Сброс
Яндекс.Метрика

Мы все идём по острию ножа

Листья, шуршащие под ногами, холодный воздух октябрьского утра, с примесью выхлопных газов и сигаретного дыма, но чаще всё-таки чистый и свежий, - эти и другие звуки и запахи сопровождают Марину Переплёткину на пути к работе. Рабочее место председателя местной организации Всероссийского общества слепых находится в здании Управления соцподдержки на втором этаже. Преодолеть крутые ступени, а также поездку в автобусе помогает верный помощник, секретарь Валентина Агилова. Они идут под руку, не спеша: Валентина чуть впереди, чтобы при необходимости предупредить Марину Валерьевну о препятствии на дороге. Так принято у всех, кто сопровождает незрячего человека.

С сегодняшнего дня хлопот у них прибавится: начинается особый период – месячник Белой трости, который завершится 13 ноября в Международный день слепых. В это время проходит множество мероприятий для людей, которые погружены во тьму или различают только слабое свечение. Об этом и многом другом – наш разговор с Мариной Переплёткиной.

Не праздник, а дата в календаре

- 15 октября во всем мире отмечается Международный день Белой трости. Имеет он для вас какое-то значение?

- Это, конечно, не праздник, потеря зрения – горе, но дата нужна для того, чтобы обратить на нас внимание других людей, чтобы напомнить водителям, что белая трость – признак слепого человека, и если такой внезапно появляется на проезжей части, то это не означает его безалаберность или наплевательское отношение к другим участникам дорожного движения. Проводим также уроки в школах, объясняем ребятам, чем отличаются незрячие люди от всех остальных и почему им нужна помощь окружающих.

- Ни разу не видела в нашем городе человека с белой тростью.

- Люди стесняются, поэтому предпочитают выходить из дома с сопровождающим, но все-таки есть такие, которых она выручает. Один совершенно слепой молодой человек из Сорска настолько ловко ей пользуется, что мгновенно изучает территорию вокруг себя и шустро бежит впереди сопровождающего.

- На улицах помогают передвигаться звуковые светофоры и ...наверное, только собственный слух?

- Действительно, часто ориентируемся на улицах с помощью собственного слуха: напрягаешься и слышишь, откуда едут машины. Потому что светофоров с звуковым сигналом в Черногорске раз, два и обчелся. Они установлены на самых оживленных перекрестках. В других городах выкладывают специальную тактильную плитку с направляющими ориентирами (у нас такая есть только в Пенсионном фонде). Пожелание к архитектурному отделу – вместо огромных бордюров делать удобные проходы, заборчики ставить не вдоль дороги, а вдоль тротуара.
Вообще хотелось бы более живого интереса от городской администрации, чтобы при реконструкции городских дворов и дорог учитывались наши интересы, к примеру, нужен пешеходный переход в районе Горгаза. Машины несутся на большой скорости, перейти дорогу невозможно. Наличие дорожного знака решило бы много проблем.
Сейчас вспомнилась Людмила Васильевна Корсун, у нее было очень теплое отношение к нам!

Доброе слово и участие родных

- А как люди реагируют, если просите о помощи?

- В основном без агрессии, иногда сами предлагают помочь. Сегодня утром, к примеру, соседская девочка придержала для меня дверь в подъезде. Вчера ехала на такси, водитель спросил: «Дойдете сами?» Многие кондукторы обращают внимание, объявляют остановки, помогают зайти и выйти. Все мы ходим по одному острию ножа: сегодня ты здоров, а завтра может случиться беда и тебе понадобится помощь.

- Кому тяжелее – у кого болезнь приобретенная или врожденная?

- Я иногда думаю, что тем, кто никогда не видел красоту мира, проще. Потеря зрения – это испытание, через которое не каждый может пройти. Сама долго не могла смириться, что раньше учила детей, водила их за руку, потом за руку стали водить меня.

- Получается, самая большая сложность – не в физической адаптации, а в моральной?

- Да. Все по-разному переживают кризис: кто-то начинает пить, кто-то хочет закончить жизнь самоубийством. Помню, я решила 15 лет назад, когда перестала видеть, что буду тихо доживать свою жизнь дома на диване. А мне было всего 35 лет. Зрение я теряла постепенно из-за сахарного диабета. Работала в школе № 18 учителем начальных классов. Ходила на уроки до последнего, пока не перестала узнавать ребят. Однажды разбила нос – врезалась в пятиэтажку. Руководство школы с пониманием относилось ко мне, разрешили работать на надомном обучении, но потом я сама поняла, что так дальше не может продолжаться.
За меня тогда многое решила мама, за что ей огромное спасибо: она оформила инвалидность, узнала, где находится общество слепых, сама сходила, записала. Руководитель республиканской организации с радостью меня встретил, предложил пройти обучение в центре реабилитации в Бийске. Там я плакала – было сложно и страшно. Помню, вцепилась в маму, не отходила от нее ни на шаг, но постепенно за два месяца пребывания в центре привыкла, меня научили работать на компьютере, читать по Брайлю, пользоваться тростью.
Мы тоже стараемся поддерживать людей, которые к нам приходят, беседуем с ними, членами их семей. Многие страдают от отсутствия информации, поэтому  организуем встречи со специалистами управления соцподдержки и управления Пенсионного фонда. В Абакане есть бесплатные юридические консультанты, это в основном, студенты и преподаватели ХГУ.
Помогаем в приобретении букварей для незрячих  детей, сотрудничаем с работниками Республиканской специализированной библиотеки для слепых. Вообще вся литература для слабовидящих, технические приспособления, в том числе мобильные телефоны с голосовым помощником стоят очень дорого, хотя это обычные гаджеты, в которые закачиваются специальные программы.
Сейчас очень много техники, помогающей человеку с ограниченными возможностями здоровья по зрению  жить полноценной жизнью, идти в ногу со временем, получать информацию. Есть определители купюр, цвета, настольные и напольные весы, ультразвуковые очки, трости, которые подают сигналы при препятствии. Мы приобрели даже  мультиварку, у которой есть голосовая функция, запланировали мастер-класс по приготовлению блюд в ней.

Сладко петь и вкусно есть

- Как интересно! А какие еще мероприятия организуете для людей со слабым зрением и полностью слепых?

- По возможности вовлекаем в спортивные соревнования и игры, предлагаем ездить на экскурсии, концерты, туристические слёты. Часто приглашают на интересные лекции и викторины сотрудники музея, центральной библиотеки. Играем в настольные игры, шашки и шахматы на специальных досках для слепых. У нас есть вокальная группа, которой руководит Светлана Николаевна Акишина, известный в городе педагог академического вокала. Кстати, она тоже член ВОС. Членство - это знак особого доверия и уважения для наших друзей. Включаем в свои ряды родителей слабовидящих детей, зрячих помощников, которые помогают выезжать на природу и участвовать в состязаниях. Один из них – Виталий Дрюков, мой друг детства, которого я однажды попросила помочь, с тех пор он всегда с нами.
Мероприятий много и очень разных. Последнее, что особенно понравилось людям, - «Салатный бум», «Осенний бал».  С аншлагом прошел республиканский кулинарный конкурс.
Правда, из 211 членов общества нашего города (а незрячих людей еще больше) активных всего двадцать пять процентов, это преимущественно пожилые люди. У многих есть сопутствующие заболевания, которые не позволяют вести активный образ жизни. Но мы все равно их не забываем, приходим в гости. Что касается, финансирования, то из бюджета города нам выделяют небольшую субсидию, чаще мы сами скидываемся на общий досуг.
- На пенсию в 16 тысяч не разбежишься ездить на концерты! А работать могут единицы.
- Считается, что работать можно с любой группой инвалидности, но реально для незрячих людей в нашем городе работы нет, разве что с третьей группой люди могут быть вахтером и уборщиком подъездов, одна женщина со второй группой работает по квоте  в нашей организации ВОС социальным работником. Поэтому обращаемся за помощью к спонсорам. Большая благодарность «Хакасвзрывпром», разрезу «Степной»,  «СУЭК-Хакасия». С их помощью был куплен телевизор с большим монитором, теперь в организации есть возможность приглашать инвалидов по зрению для просмотра фильмов с тифлокомментариями.

Сложно, но можно!

- А получить образование незрячим людям возможно? Такое, чтобы потом было реально найти работу.

- Да. Инвалид 1 группы Анатолий  Дудкин закончил наш городской лицей с серебряной медалью. Поступил в Сибирскую федеральную юридическую академию, сейчас работает юристом вдали от родного города.  Другой член нашей организации , тоже инвалид 1 группы учится в университете Томске на социального работника, у нее маленький остаток зрения, но преподаватели не делают никаких поблажек и не создают особых условий, просто для обучения она использует диктофон и другие гаджеты. Есть примеры, когда незрячие люди достигают больших высот в карьере, к примеру, в Госдуме есть такой депутат Олег Смолин.

- Самое сложное – это научиться обслуживать себя?

- Нет, дома знаешь каждый уголок, мы можем гладить, стирать, пришивать пуговицы, стряпать, даже консервировать овощи. Конечно, случаются и неприятные моменты – обжигаешься, режешь пальцы, иногда бывают курьезы: я как-то всыпала в суп пачку перца – перепутала с сухой заправкой.
Можно не только научиться быть самостоятельным в быту, но и найти занятие по душе. В нашем обществе много рукодельниц, женщины делают из бисера поделки, плетут в технике макраме, вяжут, вышивают, даже выставляют свои работы на городском фестивале «Радуга ремёсел». Есть люди, которые пишут стихи. Дети постоянно участвуют в республиканском конкурсе «Планета творчества»: Кира Копылова красиво поёт, Илья Волошин осваивает фортепиано в музыкальной школе.

- Неужели можно научиться играть на музыкальных инструментах, имея проблемы со зрением?

- Сложно, но можно! В Абакане даже есть инструментальный ансамбль из гитаристов и клавишников. Это всё реально освоить, было бы желание развиваться и жить. Вообще тот, кто вел активную жизнь до потери зрения, как правило, не сдается и адаптируется к новым условиям. Конечно, это безумно сложная задача – остаться самим собой и не потерять интерес к жизни после того, как вокруг воцарилась тьма. Поэтому мы готовы оказать всяческую поддержку нашим братьям по несчастью. У нас есть опыт (в прошлом году местной организации исполнилось 25 лет), главное не стесняться! Приходите, спрашивайте, поможем!

 

Анастасия ХОМА, корреспондент газеты Черногорский рабочий

 

Справка:

Международный день Белой трости возник благодаря несчастному случаю, который произошел в 1921 году с британским фотографом Джеймсом Биггсом. После потери зрения ему пришлось учиться самостоятельно передвигаться с помощью черной трости, но ни водители, ни прохожие не обращали на него внимание – тогда трость была обычным атрибутом горожанина. Тогда мужчина смекнул, что будет выделяться из толпы, если выкрасит ее в белый цвет. Действительно, окружающие люди стали помогать ему переходить улицу, замечая его недуг. С тех пор белая трость стала признаком слепых людей и немой просьбой о помощи.